Уважаемые коллеги!Вологодская областная юношеская библиотека благодарит всех коллег, приславших материалы на конференцию.

вторник, 18 декабря 2012 г.

О материалах, присланных в Вологодскую областную юношескую библиотеку на виртуальную межрегиональную конференцию


На виртуальную конференцию поступило 17 материалов из разных мест России:  Оренбурга, Кемерова, Челябинска, Белгорода, республики Карелия, Калуги, Новосибирской области, г. Орска, далекой Нягани — города нефтяников в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре Тюменской области, г. Арзамаса Нижегородской области, а также - г. Канска Красноярского края. Только один материал поступил из Вологодской области - из Бабаевской центральной межпоселенческой библиотеки. В конференции участвовало 15 библиотек: 7 городских муниципальных, 2- районных, 1- школьная и 5 областных. 

Интересен проект, представленный МБУК «Клинская централизованная библиотечная система»    Городская библиотека №2 - «Библиотека – информационный центр по профориентации». Цель проекта: информационная поддержка професссионального самоопределения молодежи. 
Проводятся мероприятия из цикла «Календарь профессий» (встречи со специалистами «Будь здоров» (с фармацевтом), «Любите ли вы театр?» (с режис. Детского театра), Им покоряется небо (с летчиком-испытателем, Героем России)
Проводятся Дни открытых дверей (встречи с представителями учебных заведений и студентами). Интересно, что в проекте предусмотрен раздел об отражении  работы по проекту в изданиях СМИ Клина и района.
Ксензова Светлана Васильевна, заведующая Юношеской библиотекой Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г. Канска» Красноярского края поделилась опытом работы по проекту «Ориентир на успех» (профессиональное самоопределение старшеклассников 2012-2014 годы).  В Канске  проходит краевая информационная ярмарка совместно с Центром занятости населения, которая  включает такие разделы как профинформация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультации). Также полезен опыт слетов волонтерских отрядов, на которых речь идет о важности волонтерской работы. А в каникулы школьники могут придти на психологические консультации по осознанному планированию и выбору рода будущей профессии. Издан путеводитель по учебным заведениям г. Канска. Памятка «Тебе, выпускник!» об ошибках при выборе профессии и о формуле её выбора.
Заместитель директора МУК ЦБС г. Арзамаса  Нижегородской области Елена Петровна Тарасова и заведующая отделом обслуживания ЦДБ им. А.П. Гайдара Елена Ивановна Веселова прислали  материал об опыте работы по проекту «Город мастеров». «Библиотекарями ЦДБ им. А.П. Гайдара была разработана действующая модель библиотеки – информационно-досуговый центр в области профориентации. Всё информационное пространство библиотеки на период реализации проекта (1 год) превратилось в виртуальный «Город мастеров». Каждый отдел ЦДБ выполняет свои функции:
• В фойе библиотеки открывается бюро информационных услуг «Компас». Оно поможет пользователям составить представление о мире профессий и их классификации посредством организации цикла книжных выставок «О тех, кто в труд прекрасный свой влюблён»; «Доски почёта» предприятий и организаций г. Арзамаса; рекламного щита «Новое в мире профессий» и почтового ящика «Секреты успешной карьеры».
• На младшем абонементе начинает работу  семейно-досуговый центр «Виват! Династия!», посетителями которого станут читатели младшего школьного возраста и их родители. Преемственность поколений в профессии будет поставлена «во главу угла» в ходе цикла семейных праздников «Влюблён по собственному желанию»  и цикла экскурсий по месту работы родителей «Счастливы вместе, счастливы в профессии».
• Младший читальный зал превратится в ярмарку профессий «Себе на радость, людям на загляденье». В каждый ярмарочный день проводится профессиональный час, посвящённый определённой профессии (космонавт, учитель, водитель, бизнесмен и др.)
• Для возрождения престижа рабочих профессий работники старшего абонемента организуют встречи с представителями средне-специальных учебных заведений города (Арзамасского медицинского колледжа, Арзамасского приборостроительного колледжа, Арзамасского профессионального лицея, Нижегородского экономико-технологического колледжа и др.) в рамках профагенства «Я б в рабочие пошёл».
• Для читателей, определившихся в выборе своей будущей профессии и желающих получить высшее образование, в старшем читальном зале ЦДБ функционирует профессиональный пресс-центр «Зову в свою профессию», который берёт на себя роль координатора между подростками и ВУЗами города (филиалом Нижегородского государственного технического университета, Нижегородским государственным университетом им. Лобачевского, Современной гуманитарной академией и др.). Организованные на базе пресс-центра встречи с представителями приёмных комиссий в режиме «вопрос-ответ» предоставят будущим абитуриентам всю необходимую информацию.
Мероприятия в «Городе мастеров» проводились в соответствии с календарным планом-графиком в течение всего времени реализации проекта. Все материалы, накопленные в ходе реализации проекта, послужили основой для создания архива-портфолио «Моё профессиональное будущее»:
• фонд методических материалов (сценарии мероприятий, макеты книжных выставок и др.);
• фонд видео, фотоматериалов;
• творческие работы детей (рисунки, сочинения, стихи и др.);
• книга отзывов и предложений;
• результаты тестов.
Созданный архив раскрывает новые ресурсные возможности ЦДБ как центра информации по профориентации в городе и даёт возможность возобновления проекта в любое время».

В библиотечной программе «Профессиональные ориентиры» /2012 – 2014 гг../  (МБУК «ЦБС г. Орска. Юношеская библиотека-филиал №6) большое внимание уделяется поиску и сбору информации по профориентации .  Так, «основные направления программы:
-«Я открываю свое «Я» (формирование человека как  личности и субъекта профессиональной деятельности).
- «Образовательный маршрут» (поиск и сбор информации об учебных заведениях, рабочих местах, лицах и организациях, оказывающих консультативные услуги)
- «Компас в мире профессий» (профессиограммы профессий)
- «Профессьянс» (поиск методик консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения, поиска работы и  трудоустройства)».
В рамках программы проводятся Дни информации, виртуальные викторины, выставки по профориентации «На полной скорости – к успеху».
Издаётся рекламная  продукция малой формы (календари, визитки, аннотированные закладки).
В Мошковской  центральной  библиотеке Новосибирской области разработана программа по профориентации «Образование – путь к успеху». Мероприятия проводятся с учениками 9 классов. В средней школе три года назад в учебную программу был введен предмет «Технология профессиональной карьеры». Мы работаем совместно с учителем, ведущим этот предмет.  Среди цикла проводимых мероприятий можно выделить такие: «Отдел кадров» (беседа о том, какими будут самые востребованные на рынке труда профессии, о редких профессиях). «Кем быть?» (беседа о мотивах, руководящих человеком при выборе профессии, о возможных ошибках). «Как выбрать профессию?» (тестирование), «Деловой этикет» (конкурс) «Моя мечта быть…» ( ролевая игра). 

Бобровник Татьяна Владимировна, 
библиограф отдела справочно-библиографического обслуживания ГУК «Кемеровская областная библиотека для детей и юношества» написала о работе  в рамках целевой комплексной программы «Образование. Карьера. Занятость», «цель которой - оказание  содействия в профессиональном самоопределении детей и молодежи, повышение уровня информированности о различных аспектах современных профессий и возможности их получения в учебных заведениях Кемерово, Кемеровской области, городах России и за рубежом...
Специалист отдела справочно-библиографического обслуживания является куратором направления «Профессиональная ориентация молодежи». В течение года он оказывает индивидуальные (в том числе телефонные и виртуальные) и групповые консультации; выступает перед слушателями областных курсов повышения квалификации, выезжает в города и районы области, где принимает участие в семинарах, круглых столах, лекториях.
В рамках очно-заочной школы профессионального развития сельских библиотекарей Кемеровской области в течение года действует передвижная информационно-методическая выставка по профориентации «ПРОФЕССИональный ликбез».
Под рубрикой «ПРОФЕССИональный гид» собраны материалы, которые полезны не только молодым людям, находящимся в профессиональном поиске, но и специалистам, работающим в области профессиональной ориентации, представлены психологические типы профессий, выбор профессии с точки зрения астрологии, представлены буклеты, посвященные различным профессиям: «Шахтерская судьба», «Профессия врача – это подвиг» и др. 
Продумать вопрос о будущей профессии всегда полезно даже тем, кто уже сделал свой выбор. Попытаться найти на ответы на поставленные вопросы можно при помощи литературы, отображенной в разделе «ПРОФЕССИональный ориентир». Здесь представлен информационный материал с полезной информацией о правилах выбора профессий, о путях профессионального образования.  
Информационные материалы - дайджесты, пресс-подборки, тематические папки,  представленные в разделе «ПРОФЕССИональная копилка», заинтересуют всех специалистов, работающих по профориентационному направлению.   
Раздел «В ПРОФЕССИональном поиске» предназначен для желающих вовремя, а главное правильно выбрать свой профессиональный путь, создать свою карьеру; информация  о том, что нужно знать абитуриенту, о новых законах в области образования, нововведениях в вузах и ссузах, о профессиях, которые востребованы на рынке труда. А также: что ждет абитуриента в приемной комиссии, какие документы необходимы при поступлении, с помощью какой литературы лучше подготовиться к экзаменам, какие вузы предоставляют отсрочку от армии и многое другое».

Чечнева Ирина Александровна, заведующая библиотекой БОУ «Вохтожская средняя общеобразовательная школа № 2» разработала программу элективного курса «Основы информационной культуры» для учащихся 9-х классов. 
И хотя программа относится  к теме «информационная культура», но  ценно то, что она направлена на  содействие формированию информационной культуры учащихся, повышающей адаптацию и самореализацию личности, способствующей профессиональной ориентации,  также на 1 из занятий по ней предусмотрено знакомство с профессией «библиотекарь»: функциональные обязанности библиотекаря; взаимоотношения, связи по должности; требования к индивидуальным особенностям специалиста.

Также поступило четыре материала, в которых обобщается опыт работы библиотек по профориентации.

Заведующая библиотекой № 22 им. Д. Н. Мамина-Сибиряка  Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» города Челябинска Надежда Викторовна Парц поделилась  30-тилетним опытом работы по профориентации.
«Сотрудниками библиотеки был создан «Методический центр по профориентации школьников».
педагоги и ребята участвовали и во встречах, круглых столах с учащимися общеобразовательных  учреждений Ленинского района по пропаганде профессий, которые можно получить в том или ином  учебном заведении. На протяжении семи лет библиотека сотрудничает на договорной основе с государственным  учреждением «Центр занятости населения города Челябинска. Два раза в месяц  для учащихся общеобразовательных учреждений и жителей района проводились юридические и профориентационные консультации специалистами относительно  состояния рынка труда, востребованности профессий, возможности трудоустройства несовершеннолетних, тестирования, благодаря которым каждый из присутствующих мог определить тип своей будущей профессии. Каждый вторник и четверг на базе библиотеки проходят, и будут проходить встречи, охватывающие такие темы, как: 
• «Профессиональное самоопределение»
•  «Моя будущая профессия»
• «Правила принятия решения в выборе профессии»
• «Успешная карьера»
• «Рецепты профессионального успеха»
• «Молодежь глазами работодателя» 
На каждую встречу со школьниками приходят представители общественных организаций, предприятий, преподаватели вузов с презентациями  и предложениями своих учебных заведений и предприятий».
Статью о деятельности по профессиональной ориентации в библиотеке № 23 «Меридиан» Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» города Челябинска прислала зав. библиотекой №23 «Меридиан» Светлана Анатольевна Ганьшина.
«Сотрудники библиотеки предоставляют  учащимся школ информацию о многообразии профессий, об их востребованности на рынке труда и о возможности будущего трудоустройства. В течение года  в библиотеке  оформляются книжные выставки- информации, выставки-диалоги «Шаг в будущее», «На пороге взросления», «Рынок диктует профессию» и др. Сотрудники библиотеки предоставляют пользователям на данных выставках следующие информационные ресурсы:
• книги о профессиях;
• сборники тестов, профессиограм;
• информацию об учебных заведениях;
• специализированные периодические издания;
• рекомендации и информационные материалы Центра занятости населения.
библиотекари предлагают мероприятия по профориентации в рамках Недели детской и юношеской книги и во время летних каникул для школьных лагерей отдыха. Библиотекари проводят часы творческого общения «Профессии 21 века», «Успех через книгу», «Есть такие профессии», «Найди свое дело». В мероприятиях активно используются игры и викторины «Нарисуй профессию», «Угадай профессию». Эти мероприятия проводятся для учащихся 5-6 классов».
Сотрудники Омских муниципальных библиотек проводят работу по привлечению внимания молодежи к профессии «библиотекарь».  
Они «находят новые подходы к проблемам профессиональной ориентации молодежи, особенно в вопросах библиотечной профессии.
Например, «Что сегодня, по-вашему, может привлечь современного пользователя в библиотеку?» Один из ответов прозвучал, так: «…красивые интерьеры, комфортная среда, необычные дизайнерские решения»
Члены Молодежного Совета ООМР организовал акцию «По  ту сторону кафедры» (2011-2012 г.г.), направленную на популяризацию книжного фонда, повышение престижа профессии и профориентацию школьников. Во всех  библиотеках БУ г. Омска «ОМБ» проводились такие мероприятия, как:
1. День дублёра:  Мастер-класс (библиотекарь показывал, как записать нового читателя или, используя СБА, найти книгу в фонде и предлагал  читателям самим выполнить действия). 
2. Посвящение в помощники библиотекаря. Ребята проходили испытания, например: запиши нового читателя, найди книгу в фонде, «выпей чай с сушками» и т.д. После этого юным читателям в торжественной обстановке  вручили сертификаты: «Лучший помощник библиографа», «Гений абонемента», «Повелитель читального зала». 
3. День открытых дверей для младшей и средней возрастной группы.  Праздники проходили в форме игр-путешествий  по станциям. При-мерные условия игры: участники игры узнают, что в библиотеке спрятан клад. Библиотекари призывают ребят помочь его найти. Зрители разбиваются на команды и стараются собрать все кусочки карты и найти сокровища. Для этого они должны  преодолеть препятствия – станции и  выполнить определенные задания. Задания  были разные, например: 
• поиск в каталоге карточки с описанием книги, затем поиск этой книги в фонде,  внутри которой «прячется» подсказка; 
• в картотеке формуляров необходимо отыскать человека по ФИО «Одноглазый Джо Иванович» (в графе профессия указать – пират) и там же найти кусочек карты; 
• игра  с «Призраком фонда» в загадки на литературную тему, отга-дав которые, дети получают следующий «кусочек» карты. В конце игры ребята находят клад (коробку, оформленную в виде пират-ского сундука, где лежит торт, детские журналы и пр.).
4. «Запиши друга в библиотеку». Читателям предлагалось самим обслужить своего товарища или подругу».

Почти пять лет работает Центр правовой и нравственной культуры для детей и подростков в Государственном  бюджетном учреждении культуры «Центральная областная юношеская библиотека» (г. Оренбург)
Здесь проводятся профориентационные  встречи, мастер-классы о разных профессиях: юридических, медицинских, театральных, эколого-биологических.

Заведующая Центром профессиональной ориентации и психологической поддержки молодёжи Центральной городской библиотеки Муниципального автономного учреждения культуры муниципального образования город Нягань «Библиотечно-информационная система» Елена Николаевна Нестерова прислала статью о проведении Профориентационного месячника как модели профориентационной работы с учащимися 9-11 классов Центре профессиональной ориентации и психологической поддержки молодёжи Центральной городской библиотеки в г. Нягани. 
«В целом, месячник представляет собой целый спектр скоординированных последовательных действий профконсультантов, работодателей и учебных заведений в отношении профессиональной ориентации молодежи.
Примером может служить проведение профориентационных экскурсий на предприятия нефтегазовой отрасли. Ведущие нефтяные компании города Нягани определили востребованные профессии, предоставили профессиограммы, и для ознакомления старшеклассников с ними были организованны профориентационные экскурсии в конкретную компанию.
проведение индивидуальных психологических профориентационных консультаций с применением диагностических методик, которые включают в себя:
- беседы-интервью закрытого типа;
- опросники профессиональной мотивации;
- опросники профессиональных способностей;
- «личностные» опросники;
- проективные личностные тесты и т.д.
проведение встречи старшеклассников со Студенческим советом профильного университета. Студенты креативно подходят к таким встречам - снимают ролики, читают стихи, рассказывают не только об учебе, но и о внеучебной деятельности, о привилегиях обучения именно в их учебном заведении.
Заключительным этапом месячника являлись мероприятия по проведению тренинговых (активных), обобщающих методов, которые включают в себя:
- психологические тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, командообразование и т.д.);
- публичные выступления;
- профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) и т.д.
проводился городской смотр видеороликов и презентаций «Эстафета рабочих профессий в нефтегазовой отрасли», по результатам, которого были выявлены и награждены лучшие работы. А также выпущен диск, включающий в себя все представленные на конкурс работы. Теперь получившейся диск используется педагогами для знакомства будущих абитуриентов с профессиями нефтяной отрасли».

С опытом работы по проведению Тематического дня «Океан профессий: Выбор за Вами» знакомят нас сотрудники Бабаевской центральной межпоселенческой библиотеки Вологодской области)
При проведении  «организаторы мероприятия сами решают, что будет в центре Дня для приглашенных старшеклассников, и что в течение  всего дня для всех желающих подростков
Реклама: заранее выпускаются листовки-объявления по классам, буклеты с программой Дня, приглашения, закладки, памятки и т.д.
- круглый стол с представителями профессий ведёт  ведущий библиотекарь читального зала ЦБ – 12.00 
-   Стендовая информация: основные типы профессий сегодня – В течение дня 
-  Знакомство с порталом в Интернете « Всё о ЕГЭ»-библиотекарь читального зала- 13.00 
-  Современный рынок труда: презентация пресс-клипинга ведёт библиограф-13.20 
 - Профессии, которые будут востребованы в перспективе на 5 лет: информация со страниц периодической печати, подготовленная библиотекарем ЦПИ-13.30 
-  «Учебные заведения приглашают»: знакомство с сайтами вузов Вологодской области ведёт библиотекарь читального зала-13.40 
-  Стендовое тестирование « Кто вы?», с помощью которого могли проверить себя и свои наклонности ведет библиотекарь абонемента-В течение всего дня 
-  Выставка «Выбор профессии. Будущее зависит от тебя», на которой представлена литература об учебных заведениях, справочники для поступающих и о разных профессиях для абитуриентов и т.д. – В течение всего дня 
-  Профессиограмма – это интересно: час самостоятельной работы в читальном зале-В течение всего дня»

Методические материалы по проблемам профориентации  (со сценариями и тестами для 7-9 классов) и три интересные презентации о выборе профессии прислала ГУК «Калужская областная детская библиотека».
Специалисты из Государственного учреждения «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» предложили методические материалы по проведению профориентационного занятия для детей 7-10 лет с электронной презентацией. Представлены необычные профессии, такие как «торговец мечтами», составитель СМС-соообщений», «живой памятник».
Дети в игровой форме знакомятся  с профессией «художник» и ее специальностями: иллюстратор, реставратор, художник миниатюрной живописи, флорист, дизайнер, аниматор, аэрографист. Младшие школьники выступают в роли художника-аэрографиста, раскрашивая заданный бумажный  шаблон автомобиля.
Методико-библиографические материалы по проведению акции по профессиональному просвещению молодёжи «Старт в профессию» прислала Белгородская государственная библиотека для молодёжи. Они включают в себя советы по выбору профессии, по поиску работы, также  освещены мероприятия о   мужских и женских профессиях, о днях науки и техники и встречах со специалистами разных профессий. Предложен сценарий Дня профориентации «Путевка в жизнь: образование, профессия, карьера», дается информация о местных центрах дополнительного образования, анкета  «Навстречу профессии».
Материал «Все, что тебя касается», адресованный школьникам, предложила нашему вниманию Самарина А. П., главный библиотекарь научно-методического отдела ГБУК «Белгородская государственная библиотека для молодёжи». В нём  красочно, наглядно и доступно даются рекомендации школьникам о «трех китах» выбора профессии:  «Могу», «Хочу», «Надо», о типах профессий по Е.А. Климову, о сайтах, на которых размещены профориентационные тесты. Также - о самых опасных профессиях и самых перспективных в будущем, таких как эколог, логист, маркетолог, специальности, связанные с нанотехнологиями и другие.
Можно сказать, что в во многих материалах, присланных на виртуальную межрегиональную конференцию «Профориентация в библиотеке: идеи, практика, проекты», проходившую с 6 ноября по 12 декабря 2012 года, отражена многоплановость и комплексность  подходов к решению сложных проблем профориентации молодёжи, показано богатство форм библиотечной профориентационной деятельности. А, главное, конференция способствовала обмену опытом профориентационной работы и между отдаленными друг от друга регионами России.


Ольга Халявина

Комментариев нет:

Отправить комментарий